В поисках утраченного смысла
Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум…
М. Горький. Горящее сердце Данко
Депрессия – слово, ставшее модным в современном мире, скрывает за собой безмерное пространство пустоты, бессилия и тоски. Переживая утрату привычного, человек оказывается лицом к лицу с вечным вопросом о смысле человеческой жизни. Так много различных ответов находится на него в религиозных и философских учениях и в практике повседневной жизни каждого отдельного человека. Неудивительно, что интерес к религии, а порою и искренняя вера приходят к человеку во время его пути к исцелению от недуга. Что же может встретить человек в духовных учениях о способах преодоления депрессии? Ограничим наше внимание в рамках статьи христианством (православием) и буддизмом (школа гелугпа) и попробуем исследовать данный непростой вопрос.
Согласно буддийским представлениям, расстройства психики - это искажение восприятия сути окружающих явлений. Искажения происходят за счет «загрязненений» ума. Есть три основных ментальных фактора загрязняющих ум (еще их называют ядами)- неведение, гнев и привязанность. В результате различных сочетаний этих загрязнений образуется 84000 вариаций деструктивных (разрушительных) эмоций. Пути лечения – развития противоядий. Избавления от ядов, осознание истинной природы вещей – это и есть просветление, к которому стремятся буддисты. Духовный лидер буддистов Далай-Лама XIV в книге «Искусство быть счастливым» делится опытом по преодолению депрессивных состояний: «Сам я нахожу опору в следующем размышлении: если положение дел можно поправить, а проблему ― решить, то незачем волноваться. Другими словами, если из трудной ситуации есть выход, то не стоит терять равновесия. Следует предпринять правильные действия, а именно поискать выход, решение. Совершенно очевидно, что направить свою энергию на поиск решения проблемы куда разумнее, чем на беспокойные мысли. С другой стороны, если выхода нет, если нет никакой возможности найти решение, то волноваться по этому поводу тоже бессмысленно, ведь все равно ничего уже не поделать. В этом случае, чем быстрее вы смиритесь со случившимся, тем будет лучше для вас. Такой подход, естественно, подразумевает, что вы смотрите проблеме прямо в глаза и стараетесь непредвзято оценить ситуацию. А иначе вы не сумеете выяснить, есть ли решение у проблемы или же нет.
Будучи буддийским монахом, я знаю, что главными нарушителями нашего внутреннего покоя являются так называемые «омрачающие эмоции». Все эти мысли, эмоции и ментальные состояния, которые суть отражение негативного внутреннего настроя и отсутствия сострадания, неизбежно лишают нас умиротворения. Все наши негативные мысли и эмоции ― ненависть, гнев, гордыня, вожделение, зависть и другие ― считаются источником переживаемых нами трудностей, нарушителями спокойствия. Негативные мысли и эмоции мешают нам осуществить наши самые глубокие устремления ― быть счастливыми и избегать страданий.
Это неизбежно приводит нас к вопросу ― а можно ли воспитать свой ум? Есть немало подобных методов в разных традициях. В буддийской, например, существуют особые наставления по «тренировке ума», где особый упор делается на развитии заботы о других и способности преобразовать неблагоприятное стечение обстоятельств в благоприятное. Именно такой образ мыслей, трансформирующий проблемы в счастье, помог тибетскому народу сохранить чувство собственного достоинства и присутствие духа перед лицом колоссальных трудностей. Мне лично эти наставления принесли огромную практическую пользу.
Один великий тибетский наставник по «тренировке ума» как-то заметил, что самое удивительное качество ума заключается в том, что его можно преобразовать. У меня нет сомнений в том, что те, кто предпримет попытки преобразовать свой ум, победить омрачающие эмоции и достичь внутреннего покоя, с течением времени непременно увидят перемену в своем отношении к жизни и реакции на людей и события. Их ум станет более дисциплинированным и позитивным. И, уверен, они заметят, что, принося счастье другим, они сами становятся счастливее».
Христианская антропология предполагает наличие у человека тела, души (психики) и духа. Психика или душа человека расстроена вследствие греховного образа жизни. «Ибо, -говорил святитель И. Брянчанинов, - как жизнь тела - от присутствия в нем души, так и жизнь души – от присутствия в ней Святого Духа».
Протоирей С. Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: «Исцеление – это восстановление гармонии между духом, душой и телом, возрождение целостного человека. Первоночально страдает дух, затем душа, а потом уже и тело…Болезни и скорби могут помочь человеку приблизится к Богу. Болезнь не месть за грехи, а средство избавления от грехов…Болезнь – благо, ибо она может спасти человека, совершив в нем нравственный переворот. Болезнь-промыслительное попущение Бога, как средство Господне, которая научает и наставляет не только болящего, но и тех, кто о нем заботится».
Испытание болезнью должно возбудить в
человеке осознание греха. То есть сама
болезнь с ее симптомами – это язык, на
котором Бог дает послание о том, что в
образе жизни есть что-то разрушительное,
греховное. Путь исцеления – покаяние.
Посмотрим, что нам
говорит древнегреческое слово покаяние
(metanoia). Если его дословно перевести на
русский, оно значит «перемена ума»,
«умоперемена». Греческое слово нам
подсказывает, что в покаянии главное —
это изменение сознания, такая «перемена
ума», которая меняет человека и уже не
позволяет ему вести прежний образ
жизни.
Уныние в христианском понимания – грех, но это вовсе не значит, что человек впавший в уныние плохой, ведь все мы созданы по образу и подобию Божьему, а потому глубокая наша суть чиста и хороша. Впадение в уныние свидетельствует о том, что душа человека заблудилась. Кроме того, впадая в уныние, человек отстраняется от повседневной жизни, не реализует свой потенциал, т.е. не выполняет своего предназначения, заложенного Богом, отрицая и не принимая любовь и благословение Небесного Отца. Бог не наказывает за грехи, а наоборот, любя свои творения и желая их оберечь предупреждает о неизбежных последствиях грехов. Давая заповеди, Бог, говоря современным языком, дает инструкцию к жизни, точно также как родители, воспитывая детей учат их житейской мудрости и оберегают от опасностей. Таким образом, открывается и путь у позитивным изменениям- в руках человека остается выбор: жить в гармонии с законами работающими в мире и развиваться или идти им наперекор и разрушаться. Однако, не стоит думать, что жить без греха легко. Согласно христианским представлениям после грехопадения Адама и Евы все люди имеют грешную природу и так или иначе она дает о себе знать. Не стоит винить себя за грехи, продуктивнее замечать их, делать выводы и принимать решения для дальнейшей жизни.
Психологический взгляд, как и религиозный (в рассмотренных нами религиях), возвращает человеку ответственность за то, как складывается его жизнь, за те выборы, которые он совершает, не отрицая при этом и влияния внешних сил и факторов. Одновременно с ответственностью к человеку возвращаются и полномочия вносить изменения в свою жизнь. Симптомы являются ярким призывом к тому, чтобы человек задумался, яснее увидел ситуацию и варианты ее развития и сделал выбор для построения своей уникальной жизни. Таким образом, симптомы же болезни и являются своего рода указателями на дороге жизни, обозначающие опасные повороты. Искусство понимания языка собственного тела и души наука сложная, но именно она дает возможность сориентироваться и рассчитать внешние и внутренние ресурсы, необходимые человеку для достижения счастья.
Противоречат ли представления христиан и буддистов о психических расстройствах современной биопсихосоциальной модели психиатрии? Нет, не противоречат, а напротив, дополняют друг друга, рассматривая проблему в различных плоскостях и вместе давая многогранный ответ на вопрос о способах преодоления депрессии. Однако, совмещая психологическую, психиатрическую и духовную помощь, человеку важно хорошо разделять зоны ответственности каждого из специалистов, не подменяя функции одного другим. В назначении медикаментозного лечения компетентен только врач-психиатр, разобраться с эмоциональными, душевными проблемами поможет психолог, а в сфере духовных вопросов адекватные рекомендации может дать только человек, прошедший соответствующую подготовку в религиозных учреждениях. И помните, обращение за помощью – это не проявление слабости, это проявление внутренней силы и мудрости.
Купцова Евгения